svetlana75 (svetlana75) wrote,
svetlana75
svetlana75

Category:

Социальная помощь детям-инвалидам (детям с функциональными нарушениями) за рубежом

Е.В. Кожевникова (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства)

Я хотела бы вкратце рассказать об организации помощи детям-инвалидам на примере Швеции. Похожая система сложилась во многих странах мира, но, как известно, именно Швеция несколько впереди, именно там еще в 60-е годы был выдвинут принцип нормализации жизни инвалидов.
Что значит нормализация – это значит, что жизнь инвалида должна быть как можно более «нормальна», или как можно более приближена к нормальной, обычной жизни своих сверстников.
Что нормально и обычно для маленьких детей – жить вместе с родителями в семье. Для детей дошкольного возраста нормально посещать вместе со своими друзьями, живущими по соседству, ближайший детский садик. Для ребенка школьного возраста нормально ходить в школу, а для молодого человека после 18 –20 лет нормально жить в своей собственной квартире отдельно от родителей.

 

Нормально учиться или работать по будним дням и отдыхать по выходным, нормально спать в одной комнате, а есть – в другой. Для маленького ребенка нормально играть и т.д.
Принцип нормализации существенно изменил жизнь инвалидов в Швеции. Во-первых, совершенно очевидно, что ненормально жить всю жизнь в стенах закрытого учреждения, быть изолированным от остального общества и своей собственной семьи. Даже если в этом учреждении созданы райские условия, это будут ненормальные райские условия.
Именно поэтому сейчас в Швеции нет практически ни одного интерната или детского дома. Дети, независимо от тяжести нарушений, живут в своих собственных семьях, а в том случае, если биологические родители не могут о них заботиться, то в фостеровских семьях.
Но нельзя просто так закрыть специальные учреждения и оставить инвалидов без помощи. Помощь таким людям оказывает разветвленная сеть социальных служб и служб образования. Необходимо также отметить замечательную особенность Швеции, там, как и в большинстве стран мира, нет отдельного социального и медицинского ведомства, существует одно Министерство здравоохранения и социальных служб, ответственное за оказание помощи инвалидам.

Абилитационные центры, находящиеся в ведении социальных и медицинских служб, играют очень существенную роль в оказании помощи инвалидам. Детские абилитационные центры оказывают помощь детям от рождения до 18 лет, абилитационные центры для взрослых обслуживают людей старше 18 лет.
В детских абилитационных центрах работают междисциплинарные команды специалистов: социальные работники, физические и оккупейшенл терапевты (в нашей стране, к сожалению, отсутствуют эти специальности, совершенно необходимые для оказанию помощи людям с двигательными нарушениями), специальные педагоги, психологи, логопеды. Кроме того, педиатр со специализацией в области детской неврологии и абилитации выступает консультантом таких команд. Огромную роль в работе абилитационных служб играют социальные работники. Интересно, что, например, социальный работник руководит в настоящее время абилитационными службами Стокгольма и области.
Сотрудники абилитационных центров оказывают помощь семье ребенка-инвалида с первых дней его жизни. Они консультируют родителей, как создать оптимальные условия для развития ребенка, помогают провести необходимое переоборудование квартиры, занимаются непосредственно с ребенком и обучают этим занятиям родителей.
После полутора – двух лет практически все дети-инвалиды посещают обычные детские сады по месту жительства. Наряду с нормализацией интеграция является ключевым словом, определяющим ситуацию с детьми-инвалидами в Швеции. Если для обычных детей существует очередь в детский сад, то дети-инвалиды имеют приоритет, и родители могут отдать их в детский сад вне всякой очереди. По законодательству каждый ребенок-инвалид имеет специального помощника в детском саду . Сотрудники абилитационных центров обучают этих помощников и других сотрудников детских садов как лучше организовать условия пребывания ребенка в детском саду, как научиться понимать и общаться с ребенком-инвалидом, как способствовать его развитию. Например, физические и оккпейшенел терапевты, учат сотрудников детских садов использованию специальной техники для детей с ДЦП, помогают им так приспособить мебель, чтобы ребенку было удобнее играть.

Все дети в Швеции, независимо от тяжести нарушений, посещают школы. Никто не делит их на «обучаемых» и «необучаемых». Просто дети с наиболее серьезными нарушениями интеллекта посещают специализированные школы. Другие дети могут посещать обычные школы, но, если необходимо, им в школе помогает персональный помощник. Сотрудники абилитационных центров консультируют школьных учителей по поводу особенностей развития детей-инвалидов, помогают приспособить школу под нужды детей-инвалидов. Принцип нормализации предполагает, что ребенок-инвалид должен жить нормальной жизнью, и следовательно, ребенку в инвалидной коляске должны быть доступны все помещения в школе.
Власти оказывают также финансовую поддержку семье ребенка-инвалида, включающую поддержку семьи, которая ухаживает за ребенком дома (может быть и частичная поддержка, когда родитель работает часть времени). Существуют национальные гранты для модификации квартиры/дома, так, чтобы она была удобна для ребенка–инвалида. Кроме того, есть еще и местная финансовая поддержка семьи.

Семье также оказывается помощь с транспортом. Ребенка могут отвозить на такси в детский сад или школу, семье помогают со специализированным транспортом.
Кроме того, существуют так называемые «службы освобождения» или службы помощи дома. Семью могут посещать специальные помощники, так, чтобы родители могли уйти на время из дома, заняться другими делами, обратить внимание на других своих детей, а не только на ребенка-инвалида. Обычно это бывает несколько часов в неделю, по вечерам и в выходные дни. Также могут быть временные семьи, куда можно отдать ребенка на ночь или на выходной день. Кроме того, ребенок может быть временно помещен в небольшое, напоминающий обычный дом специализированное учреждение. Обычно туда помещаются глубоко умственно отсталые дети со множественными нарушениями. Это позволяет родителям, например, отдохнуть и провести отпуск с другими детьми.

Конечно, можно сказать, что Швеция богатая страна, которая может позволить себе создать достойные и человеческие условия жизни для детей-инвалидов. Но мы уверены, что такое возможно и в России. Не надо ссылаться на финансовые трудности, надо просто изменить взгляд и отношение к детям-инвалидам, перестать делить их на «обучаемых» и «необучаемых», перестать «корректировать их дефекты», надо просто пытаться помочь этим детям и их родителям жить нормальной и достойной человека жизнью. В этом нам очень может помочь зарубежный опыт, и в частности, опыт Швеции.

 


 

Tags: Инвалидность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments